В Прикамье будут образованы новые городские округа

Новые прикамские городские округа начнут жить с чистого листа

В Прикамье будут образованы новые городские округа

В Прикамье занялись джерримендерингом

Объединение и укрупнение муниципалитетов стало одним из основных направлений внутренней политики Прикамья после губернаторских выборов в сентябре прошлого года.

Формально это – инициатива территорий, которую поддерживают краевые власти. Но одновременный запуск преобразования нескольких территорий говорит о координации и пристальном внимании главы региона.

Какие процессы запущены в Пермском крае и к чему они должны привести – в материале «ФедералПресс».

Об укрупнении территорий в Прикамье заговорили осенью прошлого года, однако отправной точкой масштабного процесса слияния муниципалитетов все-таки стоит назвать встречу глав регионов с премьер-министром России Дмитрием Медведевым на сочинском инвестфоруме.

Тогда губернатор Пермского края Максим Решетников отметил преимущества одноуровневой системы местного самоуправления, существовавшей в стране до 2003 года, а в качестве недостатка двухуровневой системы управления «городское поселение – муниципальный район» выделил неоправданно высокие расходы на содержание чиновничьего аппарата в бедных сельских поселениях.

«Сейчас на уровне поселений расходы на управление в муниципалитетах превышают 50 процентов и доходят до 80 процентов. Мы кормим чиновников, которые реально вопросы населения не решают», – подчеркнул Максим Решетников.

В Прикамье, например, в Усьвинском сельском поселении (собственные доходы 2,7 млн рублей, расходы на содержание администрации – 1,7 млн) и Шахтинском сельском поселении (соответственно 4,8 млн и 3 млн) этот показатель достигает 62 процентов.

Одна дверь и один кошелек

Эксперты согласились с тем, что преобразование муниципальных районов в городские округа позволит устранить дублирование полномочий и повысить эффективность управления, сократить расходы на содержание аппарата и увеличить доходную часть бюджета.

«Это нерационально, когда в одном здании размещаются администрации муниципального района и городского поселения, дублируя полномочия друг друга.

При этом сельским поселениям катастрофически не хватает специалистов, которые сосредоточены в администрациях района и городского поселения, не хватает налогооблагаемой базы, и нет возможности ее увеличить. Как результат, территории сидят на дотациях.

Ситуацию можно изменить, если присоединить их к сильному игроку», – пояснил Александр Русанов, исполнительный директор Совета муниципальных образований Пермского края.

Он отметил, что у жителей сельских поселений появится шанс на более достойный уровень жизни, у объединенных территорий вырастет инвестиционный потенциал и откроются возможности привлекать больше средств из вышестоящих бюджетов.

Этой же точки зрения придерживается зампред земского собрания Гремячинского района Евгений Сивцев: «В двух словах, главное – это одна дверь и один кошелек.

Власти района и города часто не могли найти общее понимание, затраты времени на решение проблем бывали таковы, что в момент нахождения общего знаменателя вопрос уже терял актуальность.

Объединение позволит упростить процесс принятия управленческих решений, даст больше маневра для эффективного использования бюджетных средств, планирования и вхождения в муниципальные и федеральные программы».

Три этапа преобразования

В текущем году объединительные процессы должны завершиться в Краснокамске, Чайковском, Соликамске, Гремячинске, Кизеле, Горнозаводске и Оханске. Окончательно этот список был сформирован в конце марта – начале апреля. Слияние предполагает создание городских округов, в которые войдут сельские поселения из муниципальных районов.

Краснокамск, Чайковский и Соликамск отличаются наличием сильных групп влияния, причем в первых двух территориях они не стеснялись входить в открытые конфликты с краевыми властями. В Перми по этому поводу шутили, что каждому губернатору суждено отправить в отставку мэра Чайковского.

Гремячинск, Кизел и Горнозаводск – непростые территории на северо-востоке региона, часть из которых давно входит в разряд депрессивных. В компании с ними должен был принять участие в объединительных процессах Чусовой, но для него камнем преткновения стал статус моногорода – ТОСЭР. Велись консультации по преобразованию Кунгура.

Считалось, что модератором выступит экс-глава города, ныне – министр терразвития Прикамья Роман Кокшаров, однако процесс забуксовал и был отложен.

Алгоритм преобразования территорий включает в себя три этапа. На первом дума городского поселения выдвигает инициативу о преобразовании в городской округ, которая должна быть поддержана местным земским собранием и после этого утверждена краевым заксобранием.

На втором этапе советы депутатов сельских поселений, дума вновь созданного городского поселения и земское собрание муниципального района выдвигают инициативу о преобразовании поселений путем объединения с городским округом.

Оба этих этапа должны быть завершены весной, чтобы успеть в июне объявить а в сентябре провести выборы в новые органы местного самоуправления. Эти выборы станут заключительным третьим этапом. Они запланированы во всех объединяющихся территориях, кроме Соликамска.

На предстоящем в четверг пленарном заседании ЗС будут рассмотрены вопросы объединения поселений Гремячинского и Кизеловского районов в городской округ в границах соответствующих муниципальных районов и преобразование Горнозаводского и Оханского городских поселений в городские округа.

«В целом создание новых городских округов в ряде территорий обосновано. Это касается, прежде всего, территорий, где более семидесяти процентов населения проживает в городах и где окружающие населенные пункты не удалены на большие расстояния.

Объединение позволит сэкономить значительные средства на содержании администраций и упростить саму систему управления.

Как показал пример Губахи, это может стать мощным драйвером развития территории», – считает депутат заксобрания Александр Григоренко.

Новая нарезка округов

Реорганизация подразумевает новые выборы в органы МСУ. Их надо проводить в сентябре, чтобы не ждать еще целый год, отметил депутат заксобрания Александр Борисов. «Знаю, что в Кизеле и Гремячинске выборы готовятся, по идее, в новой нарезке округов.

Оснований для этого два – изменение численности населения в избирательных округах, что должно вести к их коррекции для удобства избирателей, и добавление муниципальных районов, территорию которых необходимо разделить на одномандатные округа.

Слышал, что руководство края и избирком уже начали готовиться к сентябрьским выборам, работа по перенарезке округов началась, и она не должна занять много времени».

Согласно внесенным и принятым законопроектам, в Горнозаводске, Гремячинске, Кизеле и Оханске количество мандатов останется прежним, а в Краснокамске и Чайковском будет увеличено. При этом источники в муниципалитетах уверяют, что местные администрации и ТИКи вопросами нарезки округов не занимаются.

Наши собеседники из окружения глав Чайковского и Краснокамска рассказали, что на краевом уровне идет подготовка полностью новой нарезки округов в объединяющихся территориях. При этом основные решения по ее форматам и границам принимаются исключительно на уровне края.

Это грозит стать серьезным испытанием для местных групп влияния, которые рассчитывали на сохранение прежних удобных для них границ округов.

С чистого листа

Эксперты предположили, что перенарезка может привести к обнулению прежних местных договоренностей в том числе коррупционного характера.

Муниципалитеты смогут начать с чистого листа, убрав из представительных органов МСУ деструктивных, несистемных и неэффективных в силу, например, очень преклонного возраста или занятости по основному месту работы депутатов.

Кроме того, новая нарезка на выборах должна послужить дополнительным барьером для криминала. Под ударом окажутся в первую очередь местные «князьки», которых максимально отодвинут от управления ротацией местных элит.

«В Прикамье давно назрела проблема обновления элит. В той же краснокамской думе заседает много непонятных лиц, потому что более достойные отказывались идти на выборы. Их принципиальное нежелание избираться можно понять: местечковая борьба между одними и теми же персонажами давно всем надоела», – считает политический консультант Николай Иванов.

«Ротация в некоторых территориях точно обнулит старые правила, и перенарезка округов сыграет в этом не последнюю роль. Результатом должен стать рост эффективности управления муниципалитетами, в чем заинтересованы краевые власти и должны быть заинтересованы местные», – отметил политтехнолог Юрий Исаев.

Фото автора

История объединения субъектов России

В Прикамье будут образованы новые городские округа

ТАСС-ДОСЬЕ. 13 мая 2020 года главы Архангельской области и Ненецкого автономного округа подписали меморандум о намерении объединить регионы в единый субъект Федерации. С момента принятия Конституции РФ 1993 года в России было пять случаев слияния областей и краев с автономными округами.

ТАСС подготовил материал о том, как проходило объединение субъектов Федерации.

Статистика

Конституция РФ от 12 декабря 1993 года закрепила федеративное устройство государства в составе 89 регионов (21 республика, шесть краев, 49 областей, два города федерального значения, одна автономная область, 10 автономных округов).

В последующие годы в России было проведено пять слияний субъектов Федерации.

Процесс проходил в 2003-2008 годах путем включения автономных округов в состав краев и областей в целях ускорения их социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения.

В ходе объединения были ликвидированы шесть автономных округов. Все они вошли в состав новых укрупненных субъектов Федерации как административно-территориальные единицы с особым статусом.

В результате общее число российских регионов сократилось с 89 до 83 в 2008 году.

После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в 2014 году число субъектов Федерации возросло до 85 (22 республики, девять краев, 46 областей, три города федерального значения, одна автономная область, четыре автономных округа).

Из пяти новых объединенных регионов три получили краевой статус вместо областного, при этом лишь один из них был полностью переименован (Пермский, Камчатский и Забайкальский края вместо Пермской, Камчатской и Читинской областей).

Законодательная база объединения регионов

17 декабря 2001 года был принят федеральный конституционный закон “О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ”. В соответствии с документом, новый субъект может быть создан путем слияния двух и более граничащих между собой регионов.

Совместное предложение об объединении президенту России направляют высшие должностные лица и органы законодательной власти заинтересованных субъектов.

Оно должно содержать предполагаемое наименование и описание границ нового региона, предложения о формировании органов госвласти на его территории и др.

После одобрения главой государства вопрос выносится на местные референдумы, при этом различия в формулировке вопроса не допускаются.

Согласно законодательству, референдум считается состоявшимся, если в нем приняли участие более половины избирателей субъекта РФ, внесенных в списки.

В случае, если по итогам ания вопрос об объединении регионов не получил одобрения хотя бы в одном из них, новая инициатива о слиянии может быть выдвинута не ранее чем через год.

Официальные данные о результатах референдумов направляют президенту страны. Глава государства может внести в Госдуму проект федерального конституционного закона об образовании в составе России соответствующего субъекта.

Документ должен быть принят большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Госдумы (то есть не менее 300) и одобрен голосами не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации (не менее 128 сенаторов), после чего его подписывает президент РФ.

На основании принятого закона в часть 1 статьи 65 Конституции РФ, определяющую перечень субъектов Федерации, вносится название нового образованного субъекта.

Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого АО

7 декабря 2003 года на референдумах по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО жителям регионов было предложено ответить на вопрос “Согласны ли Вы, чтобы Пермская область и Коми-Пермяцкий автономной округ объединились в новый субъект РФ – Пермский край, в составе которого Коми-Пермяцкой округ будет являться административно-территориальной единицей с особым статусом?”. Слияние одобрили 89,77% избирателей округа и 83,81% избирателей области. Против в Коми-Пермяцком округе проали 7,87%, в Пермской области – 13,97%. Явка на референдуме составила 64,17% (в округе) и 62,43% (в области).

25 марта 2004 года глава государства подписал федеральный конституционный закон. В соответствии с ним с 1 декабря 2005 года в составе РФ был образован Пермский край. Территория нового объединенного региона составила 160,2 тыс. кв. км, включая 32,9 тыс. кв.

км площади бывшего автономного округа. Численность населения возросла до 2,748 млн человек, из которых 132,8 тыс. – жители Коми-Пермяцкого АО. Первым губернатором края стал глава Пермской области Олег Чиркунов.

В настоящее время Пермский край возглавляет Дмитрий Махонин (в статусе врио губернатора; с февраля 2020 года).

Слияние Красноярского края, Таймыра и Эвенкии

17 апреля 2005 года в Красноярском крае, Таймырском (Долгано-Ненецком) и Эвенкийском автономных округах состоялись референдумы по вопросу объединения регионов в единый субъект – Красноярский край.

За его создание в Красноярском крае высказались 92,44% избирателей, в Таймырском АО – 69,95%, Эвенкийском АО – 79,87%. Против проали 6,63%, 29,1% и 19,19% избирателей соответственно.

Всего в референдуме на территории края приняли участие 62,67% избирателей, на Таймыре – 62,11%, в Эвенкии – 79,92%.

Федеральный конституционный закон об образовании с 1 января 2007 года единого Красноярского края был подписан президентом России 14 октября 2005 года. Площадь региона составила 2,367 млн кв. км, из которых 879,9 тыс. и 763,2 тыс. кв.

км – территории бывших Таймырского и Эвенкийского АО. Численность населения – 2,894 млн человек, включая 38,4 тыс. и 17 тыс. жителей автономных округов. Новый субъект Федерации возглавил губернатор Красноярского края Александр Хлопонин.

С сентября 2017 года глава Красноярского края – Александр Усс.

Объединение Камчатской области и Корякского АО

По предложению руководства Камчатской области и Корякского АО 23 октября 2005 года в регионах прошли референдумы об объединении. В области и округе 84,99% и 89,04% избирателей проали за слияние субъектов в Камчатский край. Против высказались 14,22% и 10,05% соответственно.

Явка на референдумах составила: 56,44% в Камчатской области и 76,63% в Корякском округе. Согласно федеральному конституционному закону от 12 июля 2006 года, Камчатский край был образован с 1 июля 2007 года. Территория нового региона увеличилась до 464,3 тыс. кв. км (включая 292,6 тыс.

кв. км бывшего автономного округа), численность населения – до 345,7 тыс. человек (в том числе 22,6 тыс. жителей Корякского АО). Губернатором края стал Алексей Кузьмицкий, руководивший ранее Камчатской областью.

С апреля 2020 года Камчатский край возглавляет врио губернатора Владимир Солодов.

Слияние Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО

По итогам референдумов, состоявшихся 16 апреля 2006 года в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском АО, 89,77% и 97,79% их жителей высказались за объединение субъектов. Против проали 9,44% и 1,55% соответственно.

Всего в референдуме приняли участие 68,98% избирателей области и 99,51% избирателей автономного округа. 30 декабря 2006 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, в соответствии с которым с 1 января 2008 года был создан новый объединенный субъект России – Иркутская область.

Его площадь составила 774,8 тыс. кв. км (включая 22,1 кв. км. Усть-Ордынского округа), число жителей – 2,506 млн человек (из них 134,3 тыс. – население бывшего АО). Регион возглавил Александр Тишанин, руководивший Иркутской областью с 2005 года.

В настоящее время врио губернатора Иркутской области – Игорь Кобзев (с декабря 2019 года).

Объединение Читинской области и Агинского Бурятского АО

11 марта 2007 года в Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе прошли референдумы по объединению регионов в новый субъект Федерации – Забайкальский край. В области за слияние субъектов проали 90,29% избирателей, против – 8,89%.

В округе за высказались 94%, против – 5,16%. Явка составила 80,46% в Читинской области и 89,92% в Агинском Бурятском АО. Новый субъект был образован 1 марта 2008 года (в соответствии с законом от 21 июля 2007 года). Территория Забайкальского края составила 431,9 тыс.

кв. км (в том числе 19,6 тыс. бывшего Агинского Бурятского округа), население – 1,117 млн человек (включая 76,4 тыс. жителей округа). Первым губернатором региона стал бывший глава Читинской области Равиль Гениатулин.

С октября 2018 года Забайкальский край возглавляет Александр Осипов.

Объединение муниципалитетов в Прикамье. Зачем это нужно и почему сейчас?

В Прикамье будут образованы новые городские округа

По словам экс-министра региональной национальной политики РФ, доктора экономических наук Евгения Сапиро, проблема оптимизации структуры муниципалитетов «зреет и периодически плодоносит» с начала 90-ых. В 1991–1992 годы в России появилась необходимость радикального преобразования существующей в СССР партийно-советской системы государственной власти в демократическую.

— В те времена я, как первый заместитель главы области, был за объединение органов управления на тех территориях, где параллельно существовали городские и районные Советы депутатов.

Таких, как, Кунгур и Соликамск… Аргументировал это предложение тем, что органы власти — «близнецы» дублируют многие функции управления на одной и той же площадке, вмешиваются в дела друг друга, конфликтуют на этой почве. При этом происходит распыление ресурсов.

Тогда мои коллеги меня не поддержали. Мол, не до этого, что тоже соответствует истине.

Позже, в 2006–2010 годах, по указу Владимира Путина в России была запущена административная реформа, руководил которой нынешний вице-премьер Дмитрий Козак.

Однако она была направленна не на объединение, а на расчленение муниципалитетов.

В результате получилось так, что управлять на местах стали: районные, городские и сельские чиновники, депутаты земских собраний, городских поселений и советы сельский депутатов. Все они стали юридически независимы друг от друга.

«Идеология этой акции была вроде бы правильной — усиление местного самоуправления, его демократизация. Только ее творцы проигнорировали не только негативные последствия дублирования и административных амбиций руководителей «близнецов».

Они не учли, что последний раз реальное местное самоуправление на Руси осуществлялось в XIV веке в форме «новгородского вече» и большинство наших граждан к участию в подобном процессе оказалось не приучено.

В итоге на муниципальном уровне получился рост почти вдвое чиновничьего аппарата и возник негативный эффект «коммунальной квартиры» с сопутствующими конфликтами», — комментирует результаты реформы бывший министр региональной и национальной политики РФ.

Почему объединение происходит сейчас?

Кроме свободы дела и выбора по инициативе федеральной власти новые муниципалитеты получили финансовые обязательства. В том числе по заработной плате бюджетникам и муниципальным служащим, не имея для этого достаточно средств.

— Надо понимать, что большинство муниципальных образований у нас дотационные, а сельские поселения дотационные «поголовно». Нет экономической базы для полноценного развития местного самоуправления. Сократить количество чиновников путем оптимизации и реформирования — это самый подходящий вариант сокращения бюджетных расходов.

По ее словам, подступиться к вопросам объединения, преобразования муниципалитетов пытался не один глава региона. Но либо было «не готово» общественное мнение, которое, как правило, подогревалось противниками объединения на местах, либо просто до такой системной работы не доходили руки.

Сейчас стало проще, в законодательстве появились изменения, которые позволили упростить процесс объединения территорий. Раньше, чтобы создать городской округ, было необходимо провести референдум жителей, что требовало дополнительных затрат и организационных работ, но не гарантировало результат.

Один из таких «провалов» был в 2014 году в Чайковском. Тогда жители не обеспечили нужной явки в 50% плюс один голос. Теперь же для создания городского округа достаточно проведения публичных слушаний, согласия местных депутатов и Законодательного собрания.

Зачем объединять города и районы?

По мнению доцента кафедры государственного муниципального управления ПГНИУ Андрея Сметанина,в пользу объединения территорий есть два аргумента. Первый — концентрация бюджетных ресурсов.

«В случае превращения муниципального района в городской округ вместо пяти-семи муниципальных администраций создаётся одна, теоретически снижаются административные расходы. Налоги не дробятся между поселениями и районом, а централизовано попадают в бюджет городского округа. Больше денег — больше возможностей», — говорит доцент ПГНИУ.

Второй аргумент «За» — четкое распределение полномочий на местах.

«Решение всех вопросов сосредотачивается в одних руках, исчезает ситуация, когда район и поселения выясняют, к чьим полномочиям относится решение очередной проблемы. Устраняются конфликты между районными и поселенческими главами, которые в Пермском крае не являются редкостью. Если хотите, выстраивается вертикаль власти на местном уровне», — считает Сметанин.

Схожей точки зрения придерживаются и остальные эксперты. При этом все акцентируют внимание на том, что из-за укрупнения могут появиться ситуации, когда жители отдаленных территорий будут лишены «внимания центра», а за получением административных услуг придется ехать дальше, чем это было раньше.

Чтобы избежать подобных случаев руководство края должно изучить опыт Губахи и Лысьвы, когда районы были преобразованы в городские округа, считает Людмила Ознобишина.

«В случае преобразования муниципального района в городской округ меняется бюджетная обеспеченность, у сельской территории она другая. Кроме того, ряд категорий теряют сельские «бонусы», льготы и надбавки.

Со стороны краевых властей есть гарантии, уже внесены законопроекты, что удаться сгладить негативные последствия и пострадавших не будет. Но надо как следует изучить все нюансы», — говорит политтехнолог.

Точно ли получится?

По мнению Евгения Сапиро, помешать реализации задуманного могут лишь амбиции чиновников на местах.

«Вижу лишь одно препятствие: личные интересы руководителей и аппарата муниципалитетов, которые в результате объединения останутся «за бортом». Препятствие болезненное, но излечимое», — считает экс-министр.

Преподаватель ПГНИУ и политолог Олег Подвинцев настроен более скептично. Он допускает, что нынешнее правительство не сможет реализовать намеченное в ближайшее время.

«Несмотря на объективную обоснованность, сложно сказать сможет ли действующая администрация решить эту проблему. На мой взгляд, она с трудом справляется, в силу слабости политического блока и административной неразберихи, а решение этих задач требует интенсивной работы. Я сомневаюсь, что она к этому способна», — говорит политолог.

В качестве примера «слабости» краевой власти Подвинцев привел Чусовой, решение об изменении статуса которого было пересмотрено, поскольку город, в отличие от района обладает статусом территории опережающего развития. То есть в случае преобразования процедуру получения статуса ТОСЭР придется проходить заново. По мнению эксперта, это «скорее предлог, чем реальная причина».

В правительстве и на местах придерживаются другой точки зрения. По словам главы Кунгурского района Вадима Лыснова, публичные слушания об организации городского округа прошли уже в 7 из 19 поселений района и везде отмечается высокая заинтересованность жителей.

«Люди задают много вопросов, идет активное обсуждение, высказываются различные мнения и предложения. Много людей выступает в поддержку преобразования.

В конце января-начале февраля состоятся заседания представительных органов поселений, на которых будет рассмотрен вопрос о выдвижении инициативы о преобразовании.

После этого этот вопрос будет рассмотрен Земским собранием района и Кунгурской городской Думой», — заявил глава Кунгурского района.

Кроме этого «зеленый свет» реорганизации дали депутаты Чайковской городской думы, приняв постановление о наделении муниципального образования «Чайковское городское поселение» статусом городского округа и выразили согласие населения на изменение статуса. Не против стать городским округом и жители Краснокамска. Они одобрили инициативу на общественных слушаниях.

В краевом правительстве в свою очередь заявляют, что готовы оказать муниципалитетам необходимую помощь на всех этапах процесса преобразования.

«Считаем, что это позволит муниципалитетам повысить эффективность управления территорией, создать единую вертикаль власти, понятную населению.

Глава городского округа будет одним центром ответственности за развитие всей территории. При этом сохраняются меры социальной поддержки, установленные для жителей сельских населенных пунктов.

Объем финансирования территорий также будет сохранен», — сообщили в Министерстве территориального развития Пермского края.

Прекрасные цветы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: